СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПИСЬМО
1 ЭТАП (учащиеся 1 класса)
На первом этапе коррекционно-развивающая работа направлена на создание устно-речевых, операционных и функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.
1. Развитие устной речи.
1) Постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи.
2) Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам. Развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений. Развитие умение составлять предложение с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова. Знакомство с разными способами словообразования. Понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
3) Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза (простые и сложные формы анализа). Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слова без наглядной опоры.
2. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма.
1) Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы.
2) Закрепление графического образа печатной и письменной буквы.
3. Развитие процессов, составляющих базу формирования письма.
1) Развитие речеслухового восприятия (умение выделить звук на фоне слова и определить его место), зрительно-пространственного восприятия вписывание в схему слова буквы, обозначающий заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание смысловых и ассоциативных звуко-буквенных связей).
2) Формирование и развитие произвольной саморегуляции.
ВИДЫ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ
1) Развитие лексической системности.
Ответы на вопрос по лексическим темам (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия частей и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Произнесение чистоговорок и скороговорок по лексическим темам.
2) Развитие синтагматических и парадигматических связей. Формирование умение понимать и использовать лексико-грамматические и логико-грамматические конструкции.
Составление предложений с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложении. Ответы на вопросы с постепенным усложнением. Образование новых слов, сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова.
3) Формирование слогового и фонемного анализа и синтеза.
Соединение слогов, звуков в слова. Деление слова на слоги, звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова. Выделение согласного звука в конце, в середине, в конце слова с использованием фишек, схем-карточек. Характеристика звука с учетом дифференциальных признаков звука. Определение места и окружение заданного звука в слове, определение количества гласных и согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры.
4) Развитие связной речи. Формирование умения составлять связное высказывание по образцу, схеме.
Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану.
ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ.
Развитие зрительного и слухового восприятия; зрительно-слуховой, зрительно-двигательной памяти; моторного планирования; регуляции и самоконтроля. Формирование речеслуховых, зрительно-пространственных , зрительно-двигательных представлений. Что способствует укреплению звуко-буквенных связей и формированию графо-моторного навыка.
1) Дописывание недостающей части печатной буквы.
2) определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова.
3) Обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным названием буквы.
4) Нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом.
ЧТЕНИЕ
Первый этап коррекционной работы включает три раздела:
Цель:
- Создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения (гностических и моторных).
- Коррекция и развитие речевых функций.
Задачи:
- Коррекция и развитие зрительно-гностических функций.
- Коррекция и развитие зрительно-моторных функций.
- Коррекция и развитие речевых функций.
|